В 1913 на северной окраине Мюнхена Карл Рапп и Густав Отто, сын изобретателя
двигателя внутреннего сгорания Николауса Августа Отто, создают две маленькие
авиамоторные фирмы. Начавшаяся Первая мировая война сразу принесла
многочисленные заказы на двигатели для самолетов. Рапп и Отто решают
объединиться в один авиамоторный завод. Так в Мюнхене возникает завод
авиационных двигателей, который в июле 1917 регистрируется под именем
Bayerische Motoren Werke ( «Баварские моторные заводы») — BMW. Эту дату
и принято считать годом основания BMW, а Карла Раппа и Густава Отто ее
создателями. После окончания Первой мировой войны фирма оказалась на пороге
краха, т. к. по Версальскому договору немцам запретили производить двигатели
для самолетов, а именно двигатели в то время были единственной продукцией BMW.
Но предприимчивые Карл Рапп и Густав Отто находят выход из положения — завод
перепрофилируется на выпуск сначала мотоциклетных двигателей, а затем и самих
мотоциклов.
В 1923 с завода BMW выходит первый мотоцикл R32. На мотосалоне 1923
года в Париже этот первый мотоцикл BMW сразу же завоевал репутацию
скоростной и надежной машины, что подтвердилось абсолютными рекордами скорости
на международных мотогонках 20-х—30-х годов. Одновременно разрабатывают
двигатель «Motor-4», окончательная сборка которого производится в других
странах Европы. В 1919 Франц Димер на самолете с этим двигателем, поднявшись на
высоту 9760 метров,
устанавливает первый мировой рекорд BMW. Производство получает
дополнительный импульс после заключения секретного соглашения с Советской
Россией о поставке ей новейших авиадвигателей. Большинство советских рекордных
перелетов 30-х годов были выполнены на самолетах, оборудованных двигателями BMW.
В 1928 фирма приобретает автозаводы в Айзенахе (Тюрингия), а вместе с ними и
лицензию на производство малолитражного автомобиля Dixi (это был лицензионный
английский Austin 7). Его производство начинается с 1929. Dixi — первый
автомобиль BMW. В период экономических трудностей малолитражка
становится наиболее популярным автомобилем Европы. К началу Второй мировой
войны BMW — одна из наиболее динамично развивающихся фирм мира,
выпускающая технику со спортивной ориентацией. В ее активе несколько мировых
рекордов: Вольфгaнг фон Гронау на открытом гидросамолете Dornier Wal,
оснащенном двигателем BMW, пересекает Северную Атлантику с востока на
запад, Эрнст Хенне на мотоцикле R12, оборудованном карданным приводом,
гидравлическими амортизаторами и телескопической вилкой (изобретение BMW),
устанавливает мировой рекорд скорости для мотоциклов — 279,5 км/ч, не
превзойденный никем в течение последующих 14 лет.
В 1933 начат выпуск модели «303» — первого автомобиля BMW с
6-цилиндровым двигателем. Именно эта модель первой приобретает характерную
решетку радиатора. в народе названную "ноздрями" BMW. Эти
ноздри стали типичным элементом дизайна всех автомобилей BMW. В 1936 на BMW
выпускается знаменитая «328» — один из наиболее успешных спортивных
автомобилей. Для того времени это были просто авангардные технические новинки:
трубчатая рама, шестицилиндровый двигатель с головкой блока из легких сплавов,
новая система клапанного механизма со штангами.
С 328 моделью компания BMW настолько прославилась во второй половине
30-х. что все последующие автомобили с фирменным двухцветным знаком воспринимались
общественностью как символ высокого качества, надежности и красоты. С ее
появлением окончательно сформировалась идеология BMW, по сей день
определяющая концепцию новых моделей: «Автомобиль — для водителя». Основной же
конкурент, «Мерседес-Бенц», следует принципу: «Автомобиль — для пассажиров». С
тех пор каждая фирма идет своим путем, доказывая, что именно ее выбор правилен.
Победитель великого множества соревнований — кольцевых гонок, ралли,
состязаний в поднятии на холм, — BMW 328 была адресована знатокам
спортивного автомобиля и оставила далеко позади все серийные спортивные машины.
1938 г.
- BMW приобретает лицензию на двигатели Pratt - Whitney. Затем
разрабатывается модель 132, которая устанавливается на знаменитые Юнкерсы Ю52.
В этом же году создается самая быстрая довоенная модель мотоцикла, мощностью 60 л.с. и максимальной
скоростью 210 км/ч.
В 1939 году немецкий гонщик Георг Майер становится чемпионом Европы на этом
мотоцикле. И впервые иностранец на иностранном мотоцикле выигрывает британские
гонки "Senior Tourist Trophy". Начавшаяся война приводит к
приостановке выпуска автомобилей. Приоритет вновь отдается авиадвигателям. В
1944 BMW первой в мире начинает выпуск реактивного двигателя BMW
109-003. Проводятся также испытания ракетных двигателей.
Конец Второй мировой войны стал катастрофой для концерна. Четыре завода,
оказавшиеся в Восточной зоне оккупации, разрушены и демонтированы. Головной
завод в Мюнхене демонтирован англичанами. В связи с производством во время
войны авиадвигателей и ракет победители издают приказ о запрете производства на
три года. И Карл Рапп и Густав Отто, не изменившие своей любви к моторам,
решают опять начать все с нуля. Разрабатывается 1-цилиндровый мотоцикл R24,
собиравшийся в мастерских практически кустарно. Он становится первым
послевоенным изделием BMW. В 1951 появляется и первый послевоенный
легковой автомобиль модели «501». Однако финансового успеха он не приносит.
В 1955 начинается выпуск моделей R 50 и R 51, открывающих новое поколение
мотоциклов с полностью подрессоренной ходовой частью, выходит малолитражка
«Исетта», странный симбиоз мотоцикла с машиной. Трехколесная машина с дверью,
открывающейся вперед по движению, имела огромный успех в нищей послевоенной
Германии. Но из-за последовавшего затем увлечения большими лимузинами и
связанных с этим убытков фирма оказывается на пороге краха. Это единственный
случай за всю историю BMW, когда неправильно была просчитана
экономическая ситуация и выброшенные на рынок машины не имели спроса. Встает
вопрос о продаже фирмы. «Мерседес-Бенц» поспешила объявить о ее покупке, но
этому воспрепятствовали мелкие акционеры, работники фирмы, ее торговые агенты.
Перестроив структуру капитала, BMW удается продолжить свою
деятельность. Третий раз фирма начинает все заново. 1956 г. - дизайнер Альбрехт
Граф Гертц, живущий в Нью-Йорке, создает сенсационный автомобиль - спортивный
красавец. "BMW побила даже итальянцев". - так писали газеты в
1956 году, когда был представлен этот автомобиль. BMW150
л.с. разгонял автомобиль до 220 км в час. Всего таких
автомобилей с 1956 до 1959 года было продано 252 штуки. Сегодня это один из
самых редких и дорогих коллекционных автомобилей. 507 предлагался и
как родстер, и с жесткой крышей. Восьмицилиндровый алюминиевый двигатель
объемом 3.2 литра мощностью
1959 г.
- при помощи новой модели BMW 700 с воздушной системой охлаждения
концерну удалось преодолеть внутренний кризис и создать основу для дальнейшего
успеха марки в целом. Успех был достигнут не только в сфере продаж. Версия купе
дала возможность BMW добиваться спортивных побед. В 1962 концепция
модели 1500 -легкого. компактного. спортивного. четырехдверного автомобиля -
была принята на рынке с таким восторгом. что производственные мощности не
позволяли удовлетворить спрос на эти автомобили.
В 1966 впервые представлен двухдверный автомобиль 1600-2. Он послужил
основой для создания успешной серии моделей от 1502 до 2002 с турбонаддувом.
Успехи "нового класса" способствовали развитию всего модельного ряда.
Концерн BMW смог позволить себе возродить традицию 30-х годов и начать
выпуск шестицилиндровых моделей. В 1968 году состоялся премьерный показ моделей
2500 и 2800. которые позволили BMW снова войти в число предприятий.
выпускающих большие седаны. Таким образом. 60-е годы стали самыми успешными за
всю предыдущую историю предприятия.
В 1969 BMW переводит производство мотоциклов в Берлин. Начинается
выпуск новой серии мотоциклов-«оппозитов». В 1976 на мотоцикле R100 RS впервые
устанавливается полноразмерный обтекатель. В 1983 выпускается одна из самых
популярных моделей мотоциклов — К100 с 4-цилиндровым рядным двигателем с
жидкостным охлаждением и впрыском топлива. В год столетия мотоцикла, в 1985,
завод в Берлине выпускает более 37 тысяч мотоциклов.
В Мюнхене строится здание штаб-квартиры концерна, а в Ашхайме открывается
первый контрольно-испытательный полигон. Для проектирования новых моделей
построен Научно-исследовательский центр. В 1970-е годы появляются первые
автомобили знаменитых серий BMW — модели 3-й серии, 5-й серии, 6-й
серии, 7-й серии.
После производства модели "2500" и ее основных последователей,
следующим значимым для БМВ событием стало появление 6-й серии, первым
представителем которой в 1978 году явилось роскошное купе "635 Csi".
Его 3,5-литровый мотор стал новым символом технического совершенства и даже
начал устанавливаться на машинах 5-й серии. "Пятерка", оснащенная
таким двигателем (мощность 218
л.с.), получала обозначение "М",
подтверждавшее эксклюзивность и спортивность автомобиля. Причем по-настоящему
этот мотор проявил себя на 5-й серии второго поколения, на т.н. переходных
моделях, увидивших свет в 1983 году.
С выпуском 5-й серии началось производство принципиально нового поколения
моделей BMW. Если раньше концерн занимал преимущественно нишу
автомобилей спортивного типа, то теперь он занял свое место и в сегменте
комфортабельных седанов. Купе BMW 3.0 CSL которое с 1973 г. выигрывает шесть
европейских чемпионатов. позволяет BMW добиться особых успехов. Это купе
скрывало в себе множество технических новинок. На нем впервые был установлен
шестицилиндровый двигатель BMW с четырьмя клапанами на цилиндр. а его
тормозная система была оснащена ABS -
совершенной новинкой по тем временам. В 1977 новый прорыв в классе
"люкс". С появлением 7-й серии закончилось принципиальное обновление
всех серий BMW.
"BMW M1" - спорткар
выпускавшийся BMW в период с 1978 по 1981 года.
В конце 70-х годов, итальянский производитель Ламборгини заключил соглашение
с BMW о постройке гоночной машины. Автомобиль создавался для участие в
гонках 4-й и 5-й групп. По регламенту в 4-й группе разрешалось участие только
тех автомобилей, которые производились в количестве не менее 400 штук в течение
24 месяцев подряд, были оснащены как минимум двумя сиденьями и имели бы внешнее
сходство с серийной моделью. Таким образом была выпущена дорожная версия
машины. Разумеется, производственных мощностей молодой фирмы BMW
Motorsport GmbH было недостаточно, чтобы самостоятельно спроектировать и
построить такой автомобиль. До сих пор команда специалистов занималась лишь
изготовлением гоночных прототипов из серийных автомобилей, адаптацией ходовой
части и увеличением мощности двигателей.
С 1986 г.
BMW
M3 самый успешный автомобиль для шоссейно-кольцевых гонок в мире.
Компактная двухдверная модель параллельно разрабатывалась как для серийного
производства, так и для автоспорта. Результат был для BMW просто
триумфальным. В 1987 году итальянец Роберто Равилья завоевывает первое место на
чемпионате мира по шоссейно-кольцевым гонкам. И в течение последующих пяти лет BMW
M3 доминировал на спортивной сцене.
В 1987 новый родстер, который первоначально задумывался просто как
экспериментальная модель, продолжил традицию родстеров BMW 30-х и 50-х
годов. BMW Z1 был построен в 8000 экземплярах и стал носителем
ультрасовременных технологий. Аэродинамика этого автомобиля была также на
образцовом уровне. В 1987 году концерн BMW одним из первых в мире
применяет электронную систему регулировки мощности двигателя.
В 1990 новое купе-мечта: BMW 850i. Сердцем у этого элегантного купе
класса "люкс" стал двенадцатицилиндровый двигатель, который с любых
оборотов мог буквально выстрелить автомобиль вперед. Совершенно новый
интегральный задний мост совершенно неповторимым образом соединял в себе
спортивные качества и высочайшую комфортабельность.
В год воссоединения Германии концерн, основав фирму BMWRolls-RoyceLand
Rover и MG. С покупкой этой фирмы список автомобилей BMW пополнился
недостающими автомобилями сверхмалого класса и внедорожниками.
GmbH, возвращается к своим корням, пущенным на ниве авиамоторостроения, и в
1991 представляет новый авиадвигатель BR-700. В начале 90-х годов на рынке
появляются спортивные компактные автомобили третьего поколения 3-й серии и купе
8-й серии. Неплохим шагом для фирмы стала покупка в 1994 за 2,3 млрд. немецких
марок промышленной группы Rover Group («Ровер Групп»), а вместе с ней и
крупнейшего в Великобритании комплекса по выпуску автомобилей марок Rover,
С 1995 в серийную комплектацию всех автомобилей BMW включается
надувная подушка безопасности для переднего пассажира и система противоугонной
блокировки двигателя. В марте этого же года запускается в производство универсал
(touring) 3-й серии. Новый автомобиль отличался не только современным дизайном,
но и самой передовой техникой. Так, например, впервые в автомобилестроении
ходовая часть почти целиком была изготовлена из алюминия.
Также 1995 - дебют новой 5-й серии BMW. Главный принцип в её
разработке - создание гармоничной концепции. Новый автомобиль отличался не
только современным дизайном, но и самой передовой техникой: впервые в
автомобилестроении ходовая часть почти целиком была изготовлена из алюминия.
Применение новых материалов позволило увеличить степень утилизации автомобиля
до 85 процентов. Исключительно жесткий кузов обеспечивает непревзойденный
уровень пассивной безопасности.
В 1996 году модель BMW Z3 и BMW 7-й серии впервые оснащается
дизельным двигателем. Уникальный синтез динамичности и классического дизайна
представляет собой просто восхитительную концепцию. Дополнительную рекламу
автомобилю создает фильм «Золотой глаз», в котором на Z3 разъезжает суперагент
007 Джеймс Бонд. BMW Z3 стал бестселлером. Новый завод в Спартанбурге не
успевает выполнять все заказы.
В 1997 мотоцикл, который не может оставить равнодушным - Модель R 1200 С,
представляет собой совершенно новую интерпретацию дорожного мотоцикла.
Сенсационный дизайн, сочетавший в себе традиционные и футуристические элементы.
Он получил самый большой из когда-либо создававшихся оппозитных двигателей BMW.
Его рабочий объем составляет 1170 смЗ. а развиваемая мощность 61 л.с. В этом же году BMWBMW представила автомобиль мечты, который
заставил подпрыгнуть сердца знатоков. Родстер M воплотил в себе идеал
чистопородного спортивного автомобиля, как ни один BMW до этого. Его
321-сильный двигатель M3 гарантирует захватывающую езду.
представляет еще один автомобиль-мечту. Речь идет о родстере М, который как
никто другой является истинным воплощением чистокровного открытого спортивного
автомобиля. В 1997 году
Весной 1998 года дебютировало пятое поколение успешных седанов 3 Серии.
Переработанная во множестве деталей, новая 3 Серия предлагает не только исключительный
внешний вид, но и самые современные двигатели, новейшие технологии подвески и
лучшие в своем классе стандарты безопасности. Начало 1999 года ознаменовалось
дебютом BMW
X5, который стал первым в мире Спортивным Автомобилем для Активного Отдыха
(Sports Activity Vehicle): машина, уникальным образом сочетающая элегантность и
практичность, открывая тем самым новое измерения мобильности. И еще одно первое
место: BMW Z8, великий спортивный автомобиль, отпраздновал свою премьеру
в 1999 году и восхитил поклонников Джеймса Бонда в фильме "И целого мира
мало".
В 1999 году компания BMW также преподнесла сюрприз энтузиастам
автомобильного дела на франкфуртском автосалоне, предоставив футуристический
концепт Z9 gran turismo. В настоящее время BMW, начавшаяся с маленького
авиамоторного завода, производит свою продукцию на пяти заводах в Германии и
двадцати двух дочерних предприятиях, разбросанных по всему миру. Это одна из
немногих автомобильных фирм, не использующая на заводах роботов. Вся сборка на
конвейере идет только вручную. На выходе - только компьютерная диагностика
основных параметров автомобиля.
21 век встретил легендарную марку BMW с появлением новых безупречных моделей,
а также вывод ом на рынок новых классов, что уже стало традицией бренда BMW.